Вендинг

История вендинга

         Заглянем в 90-е годы, когда зарождался «новый» рынок вендинга и еще немного вперед во времена СССР. Это важно, так как современным торговым автоматам, предшествовали торговые автоматы времен СССР, а им предшествовал торговый автомат, установленный еще в 19 веке.
            Первым в России установил торговый автомат (тогда еще механический) Георгий Григорьевич Борман - сын Григория Николаевича Бормана, с 1899 года директор товарищества «Жорж Борман» (кондитерская фабрика).

          На рубеже XIX–XX веков Георгий Григорьевич Борман модернизировал и значительно расширил производство конфет на кондитерской фабрике, на Английском проспекте. В 1896 году он открыл кондитерскую фабрику в Харькове, а потом и два крупных магазина.
       Борман и установил первый в Петербурге торговый автомат - на углу Невского и Надеждинской. Торговый автомат напоминал собой домик на чугунном основании, под черепичной крышей, который сразу окрестили «Домиком братьев Гримм». На видном месте красовалась надпись: «За опущенную в аппарат 15-копеечную монету полагается плитка шоколада».
       Для России 19-го века, автоматы были «чудом небывалым». Но российский люд, не желал показать себя «невеждами». Поэтому то кто-нибудь вместо 15 копеек бросал двугривенный, и требовал от автомата сдачу, притом свои законные требования покупатель излагал в щель автомата.
        А так как автомат «русской речи не внимал», то добрые люди, которые толклись около аппарата, учили: «Ты ему врежь по правому боку, у этого чурбана враз мозги прочистятся!». Пришлось при каждом автомате ставить охрану.
         Часто в автомат пихали бумажные деньги, в основном купцы, чтобы продемонстрировать широту русской души. В связи с этими факторами, первый в России торговый автомат пришлось убрать.
         После этого долгие и долгие десятилетия, вендинга в России не было, хотя в США и в Британии, вендинг-рынок имел место быть.

Развитие вендинга в мире и преимущества его развития в России

      Статистика – вещь серьезная. Ее цифрам не верить невозможно. Так вот, в Японии, мировом лидере по развитию вендингового бизнеса, один торговый аппарат приходится на 20 человек, в США в 2 раза больше – на 40. В России же один автомат работает на 5-10 тыс. человек. Именно поэтому, вендинг сейчас является одним из наиболее прибыльных бизнесов.
      Предлагаемый товар за рубежом имеет свои различия, но в целом, 60% - это горячие напитки (кофейные автоматы), 40% - холодные напитки и закуски (снековые автоматы). Кстати, в Германии по выходным продовольственные магазины практически не работают. Их отлично заменяет продукция вендинга. Кроме продуктов питания в зарубежных странах активно пользуются популярностью автоматы-бутики, которые продают дорогой товар и автоматы-минимаркеты. Единственная проблема, с которой столкнулись владельцы вендинга – это продажа алкоголя, сигарет и лотерейных билетов. Ведь их запрещено законом продавать несовершеннолетним лицам. Но Япония и тут шагнула далеко вперед. Ее разработчики создали автоматы с вмонтированными сканерами, которые по особенностям лица могут определять возраст покупателя.

        Несмотря на то, что вендинговое оборудование не требует много места и больших затрат, один автомат приносит доход 200-1000 евро в месяц, при условии правильного и выгодного размещения автомата. И никакой выдачи товара в кредит или взаймы, только за наличные деньги или оплата банковскими картами, последнее правда пока не получило широкого распространения.

    Кофейные автоматы в основном сконцентрированы в больших городах и мегаполисах. А вот, так называемые, «глубинки» еще в ожидании. Места, где огромное скопление народа, крупные предприятия есть и в небольших городах. Например, в Москве установлено около 8-10 тыс. торговых автоматов, а в регионах – всего около 2-3 тыс.  

Фактор сезонности

        "Это очень важный момент. По своему опыту могу сказать – идеальным, беспроигрышным решением может стать работа сразу с двумя видами вендинговых аппаратов: по продаже, как холодных, так и горячих напитков. Когда у меня в обороте были только кофейные автоматы – главная прибыль была зимой. Чем холоднее было на улице, тем охотней люди покупали горячий кофе. А летом продажи катастрофически падали. Поэтому, на такой «мертвый» сезон важно иметь автомат-дублер, который актуален в текущее время года." - Мария Карпенко.

Факты и цифры

         Что касается европейского развития вендинга, то стоит отметить, что более 10000 предприятий заняты на этом поприще. Установлено более 3700000 аппаратов с годовым фондом около 20 миллиардов долларов.

      Законодателями вендинга в мире по праву считаются США и Япония. Это касается, как развития потребительской сети, так и высоких производственных мощностей.
          В соответствии с данными Японской ассоциации производства торговых автоматов (JVMA) в 2008 году в стране действовало 5263900 торговых аппаратов, практически половина из которых, приготавливающие напитки. Поразительно, но получается, что на каждого 30-го жителя Японии приходится 1 автомат самообслуживания. Общий годовой доход от вендинговой торговли в стране «восходящего солнца» составил 60 миллиардов долларов.
       В США 7760000 вендинг-машин, включая модели механической конструкции, которые здесь активно используются, как правило, при торговле сладостями и презервативами. Вендинг в Америке приносит более 40 миллиардов долларов прибыли.

          Большинство автоматов, работающих в российских городах, импортируется из Японии. Операторов и конечных покупателей очень привлекает техника известных брендов с применением технологических инноваций: сенсорные экраны, новые формы оплаты и т.д. Российский вендинг довольно фрагментирован, поскольку более половины аппаратов принадлежит небольшим семейным предприятиям с объёмом не более 100 машин.
                Конечно,  статистика по вендингу по сравнению с передовыми странами мира смотрится тускловато. Но современные тенденции автоматизации и компьютеризации опережают любые прогнозы. Факт развития этого бизнеса в России установлен и неопровержим. Показатели есть и они растут. Ожидаем новых результатов, новых моделей, новых услуг.

Выводы и перспективы

          Вендинг сейчас имеет самый минимальный риск прогореть. Даже если начавший вами бизнес окажется вам не по душе или вы захотите поменять автомат на другой с другим ассортиментом, первый автомат можно с легкостью продать. На этом этапе развития вендинга покупателей предостаточно.
       Россияне в последние десятилетия привыкли к автоматизации и электронному прогрессу. Если ранее многие боялись отдавать деньги автомату «без лица», то сейчас прогрессирующий народ таких комплексов не имеет. Спешите! У вас есть еще шанс стать первооткрывателем вендинга. Как известно, основная прибыль попадает к первым и лучшим.

 

8-904-098-29-08
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб: 09:00-17:00
Город кофе 2007